Художник Сидоренко: «Я и сегодня не против пятилетки за три года»



28 января 2008, 12:28 - Александра СЛЬОЗКО

«Будущее искусства нельзя программировать, будущее нам не ведомо, поскольку настоящее еще не состоялось. Искусство загорается в лице, в художнике и живет вместе с ним»(Даниил Лидер)

Давний друг украинца Виктора Сидоренко русский поэт Евгений Евтушенко во вступительном слове к его альбому написал, что знает художника в трех ипостасях - прекрасного друга, общественного деятеля и «высокого профессионала», который «скрупулезно, последовательно развивает себя сам». Как же развивал себя уроженец Талды-Кургана, випускник Харьковского художественно-промышленного института, что «доразвивался» до звания народного художника Украины, выдвинутого ныне на соискание Национальной премии им. Т.Шевченко?

- Виктор Дмитриевич, путь от реализма к неоавангардизму - это дань моде, времени или политике?

- Это дань полной свободе творчества последнего поколения, выросшего и работавшего при тоталитарном режиме.

- Учитель художественного кружка Харьковского дворца пионеров ставил перед вами бюсты Сократа и Аполлона, а вы рисовали попутчиков из пригородной электрички! А теперь люди «пятилетку за три года!» не вдохновляют?

- Больше всего меня обижает, когда люди плюют в свое прошлое. Я сын своего народа, я - украинец-«схидняк», выросший в промышленном регионе и возмужавший на пафосе пятилеток. Я и сегодня не хочу унижать труд и желание рабочего выполнить пятилетку за три года. Он работал за бесценок в городе, его брат - за бесценок в селе, но от этого сами люди хуже не становилась.

- Ваши творческие эксперименты начинаются с 1995-го (серия «Амнезия»). Потом будут «Женщины и цветы», «Ритуальные танцы», «Цитохронизмы», «Анима» - эксперементы с фотографией, видео, инсталляциями... Отныне реалист Сидоренко, как о вас писали, - «дразняще-пограничен»?

- Мне действительно иногда легче написать полотно, нежели объяснить. Но иногда в искусстве, а особенно в современном или суперсовременном «контемпорари», которое делается здесь и сейчас, слово и концепт становятся необходимостью, одной из составляющих произведения. Моя цель – поиск гармонии и возвращение к вечности. В «Амнезии» хотелось сделать посвящение событиям прошлого, которое еще присутствует в нашей жизни. В «Ритуальных танцах», напротив, сознательно не обозначено ни пространственной, ни временной конкретики - главном было желание воссоздать особенное ощущение затхлости, кризиса и духовной деградации людей тоталитаризма. В цикле «Цитохронизмы» хотелось обратиться к болезненным процессам разрушения гармонии. Настоящее искусство всегда интерактивно. Структура полотна, структура краски создают ощущение, что микроструктуры художественного процесса тесно связаны с макроструктурой Вселенной. «Жернова времени»...

- ...О, если б свои «Жернова времени» с их намеком на Голодомор вы повезли на Венецианское Биеннале не в 2003-ом, а в 2007-ом - вас бы обвинили в политической коньюктуре!

- Меня могли обвинить и в творческой коньюктуре. Потому что когда несколько принципиально разных направлений в творчестве соединить в одном проекте, может выйти винегрет. А может будет успех, если считать таковым вхождение в пятерку лучших на Биеннале. К современному искусству «мэтры» подходят осторожно: фиаско может подстеречь на каждом шагу. Особенно, когда художник выступает и в роли заказчика, и в роли менеджера. Я, например, николи не снимал кино. Очень люблю фотографию, особенно черно-белую, но кино – это совсем другое искусство со своими законами. Однако глаза боялись, а руки сделали. В «Жерновах» главной персоной виступает Время. То время, которое отмеряет жизнь цивилизациям, и остановившееся время; время, которое разрушает и которое создает, время, бередящее раны и заживляющее их.

- В «Жерновах» у художника Сидоренко появляется фото и видео, в «Аутентификации» - еще и скульптура. И почти везде – исследователи это уже давно заприметили - такой себе «ползучий неосоветский термидор», агукающийся то телодвижениями послушных толп («Танцы»), то рождением «нового человека» во время армейского призыва («Аутентификация»). Что это - воплощение идей Карла Юнга о существовании общей основы у образних архетипов, или подтверждение предположения, что вышедший из школы соцреализма художник никогда не обретет полной творческой свободы?

- В течение жизни человек вынужден неоднократно подтверждать собственную идентичность. Когда начинаешь все с «чистого листа бумаги», никого не интересует, что ты написал на предыдущих. То есть – кем ты был до этого. Важным является лишь одно: тот ли ты на самом деле, за кого себя выдаешь? Процесс аутентификации проходят не только люди, но и нации, государства, режимы. И личность художника. Для него каждое последующее полотно на мольберте - той же чистой лист, проверка на идентичность. Из юношеских, еще студенческих, лет я дал слово изображать человека и всю свою жизнь стремился разобраться в его философии, в ее жизненном кредо, в его вкусах, красоте, счастье и горе. Сегодня я, объехав полсвета, посетив все наипрестижнейшие музеи Европы, Америки и Азии, пообщавшись с множеством разного люда, знаю точно: лучшей земли, чем Украина, нет, как нет более красивых, чем наши, людей. Вот такая аутентификация.
©2002-2008, 4post
Передрук матеріалів тільки за умови посилання на 4post.com.ua.
weblog.com.ua